Инициатива "Донской Парк"

Инициатива Донского осетрового парка
Статус международный, Украина-РФ
пилотный проект под программу КУР ООН

1.Обоснование необходимости создания

Решение парламентских слушаний комитета по экологии ГД РФ 1995 года "Экологизация рыбохозяйственной политики Азовского бассейна", решение Азовского бассейнового семинара 2001 и 2002 годов, Водная ( бассейновая) директива Европейского Союза 2001 года, несостоятельность всех отечественных федеральных программ и политики рыбного ведомства по сохранению осетровых, международные конвенции по сохранению далеко мигрирующих видов и трансграничных водотоков.

Предложение исходит из экологической катастрофы, куда завела страну политика ведомств, и отсутствия у них приемлемых решений при всех благоприятных возможностях и финансировании. Это проблема мирового значения, нигде пока не решенная.

2.Обоснование возможности решения проблемы

Для решения данной проблемы были разработаны два принципиально новых междисциплинарных научных направления:

А. в виде новых технологий реконструкции миграционных путей проходных рыб на базе новых гидротехнических устройств - регуляторов переменной сквозности. По признанию специалистов гидравликов и ихтиологов данное конструкторское направление гидротехники получило термин "экологически чистая" (гидротехника) в связи с возможностями создания параметров потока воды соизмеримых с жизненно важными характеристиками потока для рыбы. (Диссертация по восстановлению миграционных путей проходных рыб защищена в Оренбургском госуниверситете)

Б. в виде бассейновой концепции устойчивого развития для решения основной задачи человечества для выживания на планете, которая в отличие от несостоявшейся модели УР (устойчивого развития) ООН из трех компонентов: экономики, социума, экологии, базируется только на двух основных значимо играющих факторах, а именно социуме и живой природе. (Диссертация по созданию бассейнового законодательства прошла предварительную защиту в Оренбургском госуниверситете)

В. данное направление поддержано всеми независимыми специалистами и формированиями коренного населения Дона

Апробация инициативы, ведущихся с конца 1970х годов, была и на нижеперечисленных Форумах:
1989 год - Международный Конгресс "Экология и сельское хозяйство" в Москве, где был дан механизм уничтожения рыбных запасов страны и изложены принципы их спасения
1995 год - Парламентские слушания ГД РФ по "Экологизации рыбохозяйственной политики Азовского бассейна", на которых была изложена бассейновая концепция устойчивого развития,
1999 год - Мировой Форум МСОП по сохранению биоразнообразия в свете бассейновой концепции УР. Коста Рика,
2001 год Форум по программе НАТО (город Бойсе, штат Аидахо 2001),
2001 год Мировой Конгресс по осетровым (г. Ошкош, штат Висконсин 2001),
2002 год Международный Азовский бассейновый семинар в Новочеркасске,
2003 год - Проведение переговоров на двух встречах с руководством Европейского банка Реконструкции и Развития по поводу их возможного участия в создании международных парков на Азовском и Каспийском морях для спасения осетровых и формирования новой экологической политики мировых финансовых центров,
2004 год - Форум программы ТРАНСКАТ в Венеции Европейского сообщества для решения трансграничных бассейновых задач, на котором мировое сообщество было ознакомлено с основными положениями Уральского и Донского международных парков как классического примера решения трансграничной задачи с применением концепции бассейнового устойчивого развития,
2007 год Первый международный Уральский бассейновый семинар в Оренбурге с участием представителей всех международных Конвенций по охране природы

Аналогичных работ по масштабам и глубине достигаемой цели обеспечения УР не выявлено ни в отечественной, ни в мировой практике. Альтернативы предложенному механизму реконструкции экосистемы реки Дон нет: либо идея Устойчивого развития обретет свою реальность в бассейновом воплощении, либо останется монетарной химерой от ООН, что было подтверждено итогами Мирового Форума по Устойчивому развитию в Ийоханнесбурге, Южная Африка в 2002 году (РИО+10).

3. Параметры измерения поставленной проблемы

3.1 Пространство
Четко локализовано по однозначным экологическим критериям бассейновой концепции устойчивого развития применительно для Азова, а именно, протяженностью миграционного пути осетровых по Дону от Азова (Крым и Таганрогский залив) до Цимлянской плотины в пределах трансграничного бассейна реки Северский Донец и трех-четырех районов Ростовской области, а также шириной защищаемой особым режимом территории в пределах линии наибольшего разлива воды 1% обеспеченности.
Решением комиссии по экологии Ростовского областного Совета и Малого Совета Ростовской области было принято решение о переводе всей указанной территории в резим ограниченного природопользования с целью создания Донского осетрового парка, по последующий переворот в 1993 году прервал все работы по спасению Дона.

3.2 Время
С одной стороны лимитировано самим существованием избиваемого естественного воспроизводства осетровых, а с другой возможностью в течение первых двух лет организовать такой международный парк в качестве модельного при участии мирового сообщества.
Мировое осетровое производство достигло уровня в 10 млрд долларов в год и уже сталкнулось с проблемой нехватки естественного производителя даже для сохранения генофонда. Момент развертывания парка самый оптимальный.

3.3 Кадры
Для организации и эксплуатации парка требуются универсальные специалисты в качестве управляющих для обоих сопредельных стран Украина –РФ по Дону, а также в перспективе специалисты природоохранного и административного профиля.
Основные направления кадровой подготовки не только Донской парк, но и подготовка офицеров природоохранной стражи на базе кадетских корпусов с последующим их обучением в Университетах с целевым выходом в Донской парк и созданием научно-технической и хозяйственной базы.

4. Базовые направления в подготовке специалистов для Донского парка:

А. Экологическое, куда входит гидравлико-гидрологические специальности по управлению рекой, разработка счетных и следящих устройств мониторинга самих мигрантов и окружающей среды. Технологии ГИС, спутниковая передача данных мониторинга территории и подводных обьектов, тренажеры и автоматизация работы гидросооружений на трех низконапорных гидроузлах Нижнего Дона и Маныча.

Б. Самоуправление, куда входят не только не превзойденные никем исторические предпосылки рационального природопользования коренного населения - Донского казачества, но и черные дыры в существующем, как следствие, законодательстве РФ. Без возврата прав на природные ресурсы коренному населению, хотя бы в качестве экспериментальных территорий, ничего не получится, так как это общепризнанная мировая норма, изьятая в отечественных Конституционных правах граждан. Бассейновая концепция была принята в качестве основной программы действий правлением ВВД (зам главы администрации области Хижняков В.Ф.) для создания ООПТ "Донские этно-природные территории".

В. Экономическое, куда входит управление на заповедных территориях чисто экономическими методами с привлечением не только собственных финансовых и природных ресурсов, не только возможностей статусов национальных парков и экотуризма, но и мировых и национальных финансовых институтов в виде бюджетов субьектов, национальных и природоохранных программ по линии мировых фондов и банков.

Г. Правовое, куда входит не только разработка экологического бассейнового законодательства, но и все его международные, трансграничные, сравнительные национальные аспекты законодательств Украины и РФ, так как создание эффективных инструментов управления практически невозможно без заинтересованности всех сторон, а именно населения, власти и бизнеса.

5. Список вышедших книг в серии научных докладов издательства «Зеленый Дон» по указанной проблеме:

1. «Механизм уничтожения рыбных запасов Юга России и путь их спасения» – доклад для международного Конгресса «Экология и сельское хозяйство» Москва 1989, 44 с,
2. Труды Азовского бассейнового семинара. Новочеркасск 2002, 118 с,
3. «Механизм уничтожения рыбных запасов Юга России и путь их спасения» - книга, часть вторая, выпуск 5, Новочеркасск 2002, 238 с,
4. «Устойчивое развитие и рыба» - сборник материалов Информзедона 1997-2002 годов, Новочеркасск 2002, 434 с,
5. «Рыбные сказки или история одной диссертации» Новочеркасск 2006,
6. Труды Уральского бассейнового семинара, 4 части, Оренбург 2007
7. “Rescue of Sturgeon Species in the Ural River Basin”, Springer Science, Series C: Environmental Security 2008, 333 c,
8.«Гибель Азова (документы)» Новочеркасск 2010, 215 с

Постановления
Постановление Администрации области от 8 сентября 2005 г. N 120

К списку документов

"О создании государственного природоохранного учреждения Ростовской области <Природный парк <Донской>

В соответствии с Федеральным законом от 14.03.95 N 33-ФЗ <Об особо охраняемых природных территориях>, Областным законом от 26.07.2005 N 346-ЗС <О полномочиях Администрации Ростовской области в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов>, на основании представления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ростовской области от 11.08.2005 N 01-09/964, в целях организации функционирования системы особо охраняемых природных территорий Ростовской области

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Создать государственное природоохранное учреждение Ростовской области <Природный парк <Донской> (далее - учреждение).

2. Установить границы территорий, входящих в природный парк <Донской>, согласно приложению.

3. Определить, что учреждение находится в ведении комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области.

4. Поручить комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации области (Остроухова В.М.):

4.1. Подготовить проект постановления Администрации области о внесении изменений в постановление Главы Администрации области от 29.12.2000 N 511 <Об утверждении Положения, структуры и штатного расписания комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области> (в части установления прав и обязанностей комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации области по отношению к подведомственным учреждениям).

4.2. Подготовить проект постановления Администрации области о внесении изменений в постановление администрации области от 31.12.2004 N536 <О системе оплаты труда и материальном стимулировании работников областных государственных учреждений> (в части утверждения Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников учреждения).

4.3. Утвердить устав учреждения по согласованию с министерством имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций области и министерством финансов области.

4.4. Объявить конкурс на замещение должности руководителя учреждения.

4.5. Заключить трудовой договор с руководителем учреждения.

4.6. Подготовить проект положения о природном парке <Донской>, включающее конкретные особенности, зонирование и режим, согласовав его в установленном порядке.

4.7. Утвердить штатное расписание и сметы расходов учреждения на 2005 год с экономически обоснованными расчетами.

5. Поручить министерству финансов области (Сверчкова Н.И.):

5.1. Произвести финансирование проектных работ по зонированию территорий, входящих в природный парк <Донской> за счет экономии лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных областным бюджетом на 2005 год на выполнение природоохранных мероприятий.

5.2. Внести изменения в лимиты бюджетных обязательств главного распорядителя - комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации области в части финансирования созданного подведомственного учреждения на основании сметы расходов, представленной комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации области в пределах суммы, предусмотренной областным бюджетом на 2005 год на его содержание.

5.3. При формировании бюджета на очередной финансовый год учитывать расходы на текущее содержание учреждения по установленным нормативам на основании сметы расходов, представленной комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации области.

6. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области - министра промышленности, энергетики и природных ресурсов Назарова С.М.

Глава Администрации (Губернатор) области В.Ф.Чуб

Постановление вносит комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации области

Приложение к постановлению Администрации области от 08.09.2005 N 120

Описание границ территорий, входящих в природный парк <Донской>

Участок <Дельта Дона>

Северная: от условной точки, находящейся в устье на левом берегу реки Мертвый Донец на расстоянии 5 метров от уреза воды Таганрогского залива, вверх по течению реки Мертвый Донец до точки пересечения с административной границей Мясниковского района с землями г. Ростова-на-Дону.

Восточная: от точки пересечения правым берегом реки Мертвый Донец административной границы Мясниковского района и земель г. Ростова-на-Дону, по границе земель г. Ростова-на-Дону в южном и юго-восточном направлении до пересечения этой границы с ериком Казачий, далее по прямой линии в юго-западном направлении до автодороги Полушкино - Дугино и по ней в южном направлении до ее пересечения с ериком Дугино, вниз по течению ерика Дугино до его места впадения в рукав Каланча и по прямой до левого берега рукава Каланча. Далее по левому берегу рукава Каланча вверх по течению до точки пересечения с границей земель г. Азова.

Южная: от точки пересечения левого берега рукава Каланча с границей земель г. Азова, по этой границе в западном направлении до правого берега реки Дон. Далее вниз по течению по правому берегу реки Дон до гирла Свиное, по нему в южном направлении до протоки Сунжа и по ней до ее устья в Таганрогском заливе. От устья протоки Сунжа, по суше на расстоянии 5 метров от береговой линии Таганрогского залива в северо-западном направлении до северо-западной оконечности острова Бирючий.

Западная: от условной точки, находящейся на суше, на расстоянии 5 метров от береговой линии Таганрогского залива, в северном направлении на расстоянии 5 метров от береговой линии вдоль Таганрогского залива до условной точки, находящейся на левом берегу в устье реки Мертвый Донец.

Общая площадь участка <Дельта Дона> - 31761,7 га.

Участок <Островной>

Северо-западная: от впадения реки Сухой в реку Дон, по середине реки Сухой до протоки, соединяющей ее с прудом около х. Лозновская, по этой протоке до х. Лозновская и далее по автодороге до автодороги Ростов - Цимлянск, по этой автодороге в восточном направлении до границы земель лесного фонда и по этой границе до х. Дубравный.

Восточная: от х. Дубравный по проселочной дороге до х. Лозной и по протоке, соединяющей х. Лозной и реку Сухая до реки Сухой, далее по реке Сухая и по середине протоки, соединяющей реку Сухую с рекой Дон до реки Дон.

Южная: от протоки, соединяющей реку Сухую с рекой Дон, по фарватеру реки Дон, до впадения в него реки Сухой у пристани Камышовской.

Общая площадь участка <Островной> - 14000 га.

Начальник общего отдела Администрации области Г.В. Павлятенко