Бассейновая концепция

РЕШЕНИЕ АЗОВСКОГО БАССЕЙНОВОГО СЕМИНАРА
Новочеркасск 16-19 декабря 2002 г.
Участники совещания отмечают:
1. Азовский бассейн, включающий мелководное Азовское море, является особо уязвимым районом с точки зрения сохранения его живого биоразнообразия. Если не принимать срочных мер по защите Азовского бассейна от загрязнения и восстановлению режима рационального природопользования, то через несколько лет его постигнет судьба Аральского моря.
2. Спасение биологических ресурсов Азовского моря, а, следовательно, жизни и здоровья людей, проживающих в его бассейне, зависит от совместных согласованных действий двух стран - Российской Федерации и Украинской республики.
3. Для принятия двумя государствами согласованных действий по защите биологического разнообразия и решения других важных проблем бассейна Азовского моря, есть достаточно большая правовая база, включающая в себя Конституции РФ и Украины, несколько универсальных международных конвенций, участниками которых являются обе страны, а также их национальные законы.
К числу таких международных конвенций и законов относятся:
- Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов от 1972 года,
- Конвенция по предотвращению загрязнения с судов от 1973 года (В этой Конвенции Черное море отнесено к числу "особых районов", где необходимо принятие более жестких правил по предотвращению загрязнения морской среды. Азовское море, отделенное от Черного моря еще более мелководным проливом, находится в еще более худших условиях с точки зрения гидрологии и водообмена),
- Конвенция ООН по морскому праву 1982 года с ее отдельной частью "Защита и сохранение морской среды",
- Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 года,
- Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 года,
- Конвенция о сохранении биологического разнообразия
- И другие, налагающие соответствующие обязательства на договаривающиеся стороны в части сотрудничества государств по охране окружающей среды,
- Закон "О государственной границе РФ" 1993 года с поправками 1994, 1996, 1999 годов; Закон Украины "О государственной границе Украины" от 4.11.91 г.;
- Земельный Кодекс Украины от 25.10.2001 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Украины от 20.12.2001 г.
- Водный Кодекс РФ 1995 года, Водный Кодекс Украины от 06.02.95 г. С изменениями и дополнениями, внесенными Законами Украины от 21.09.2000 г., 07.12.2000 г., 20.12.2001 г.;
- Закон Украины "Об охране окружающей природной среды" от 25.05.91 года со всеми изменениями и дополнениями;
- Закон Украины "Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения" от 24.02.1994 г.;
- ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне РФ" 1998 года; Закон Украины "Об исключительной (морской) экономической зоне Украины" от 16.05.95 года;
- ФЗ "О государственной экологической экспертизе РФ" 1995 года; Закон Украины "Об экологической экспертизе" от 09.02.95 г.;
- Действующие ГОСТы, СНИПы, законы и иные нормативные акты РФ и Украины. Особое значение имеет договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между РФ и Украиной от 1997 года, в статье 29 которого говорится:
"Высокие договаривающиеся стороны как причерноморские государства готовы и далее развивать всестороннее сотрудничество в деле спасения и сохранения природной среды Азово-Черноморского бассейна, проведения морских и климатических исследований, использования рекреационных возможностей и природных ресурсов Черного и Азовского морей, развития судоходства и эксплуатации коммуникаций, портов и сооружений". Во исполнение положений договора 1997 года в 2000 году утверждается часть Азовской межпарламентской комиссии по Российской федерации (12 депутатов от ГД РФ), а в 2002 году утверждена и украинская ее часть из 9 депутатов Верховной Рады Украины. Азовская комиссия еще не приступала к работе. Парламент Европейского Союза 30 июня 2000 года принял Директиву 2000// Европейского парламента и Совета Европейского Союза по установлению рамочных действий Союза в области водной политики, статья 13 которого содержит Планы управления речными бассейнами.
1) Страны-члены обеспечивают, чтобы для каждого водного бассейна, расположенного полностью в пределах его территории был подготовлен план управления речным бассейном с постепенной ликвидацией всех экологически опасных объектов и последствий их деятельности, как-то Ростовская АЭС, Цимлянское водохранилище и т.п.
2) Для международного бассейнового округа, расположенного полностью в пределах Сообщества, страны-члены обеспечивают координацию мероприятий по разработке единого международного плана управления речным бассейном. Если такой международный план не был подготовлен, то в целях исполнения настоящей директивы страны-члены обязаны подготовить план управления речным бассейном для тех сегментов международного бассейнового округа, которые располагаются на их соответствующих территориях
3) Планы управления водными бассейнами должны быть изданы не позднее, чем через 9 лет после вступления в силу настоящей директивы. РФ и Украина не являются членами Европейского Союза, поэтому директива не распространяется на обе страны, однако, ее положения могут быть применены (приняты) во внимание при разработке будущих согласованных РФ и Украины мер по решению всего комплекса проблем, относящихся к Азовскому бассейну. Тем более что СССР имел для всех водных бассейнов соответствующие комплексные схемы их управления.
4) Приведенные выше документы свидетельствуют, что проблемы Азовского бассейна являются многоплановыми и включают в себя проблемы разграничения морского пространства Азовского моря и установления его международно-правового режима, сохранения и защиты еще живых биологических ресурсов, предотвращения загрязнения Азовского бассейна и жизнеобеспечения его населения и пр.

Участники Азовского бассейнового семинара считают целесообразным обратиться к Президентам, депутатам, Правительствам обоих стран, руководителям субъектов и городов, населению Азовского бассейна, а также мировому сообществу со следующими предложениями:
1. Инициировать двухсторонние переговоры с целью разработки и принятия Договора между РФ и Украиной о международно-правовом режиме Азовского моря, как внутреннего моря двух государств
2. Инициировать работу по разработке Азовской бассейновой конвенции из условия сохранения приоритета водного биоразнообразия и прав местных сообществ на природные ресурсы
3. Инициировать начало работы Азовской межпарламентской комиссии с целью защиты естественных воспроизводств биологических ресурсов Азовского бассейна
4. Разработать законопроект и принять обоими государствами закон о защите возобновляемых природных ресурсов Азовского бассейна из условий возможности сохранения осетровых в качестве биоиндикатора и исходя из бассейновой концепции устойчивого развития
5. Объявить Азовский бассейн в пределах водо-охранных зон речных пойм особо охраняемой природной территорией с правовым режимом в соответствии с бассейновой концепцией устойчивого развития
6. Ввести мораторий на лов осетровых и иных ценных проходных видов рыб по всему Азовскому бассейну на срок до полного восстановления их естественных воспроизводств в уровнях ранее обещанных Минрыбхозом СССР и РФ
7. Восстановить миграционные пути проходных видов рыб для обеспечения их естественного воспроизводства в зарегулированных реках бассейна путем применения новой рыбопропускной техники с ненасильственными технологиями перевода рыбы через гидросооружения и изменения приоритетов водной политики в сторону обеспечения регулярного залития пойм рек в нерестовые периоды
8. Запретить сброс любых неочищенных, подогретых и необеззараженных вод и канализационных стоков в водные экосистемы Азовского бассейна с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ и температур для рыбохозяйственных водоемов
9. Ужесточить борьбу со служебным браконьерством, поставившим под угрозу исчезновения генофонд осетровых
10. Обратиться в соответствующие институты ООН с целью признания внедряемой Азовским бассейновым семинаром концепции бассейнового устойчивого развития программой ООН по бассейновому устойчивому развитию
11. Превратить Азовский бассейновый семинар в регулярно действующий для научного обоснования и общественной поддержки развертывания экспериментальной программы ООН по устойчивому бассейновому развитию Азовского моря и деятельности Азовской межпарламентской комиссии
12. Вынести благодарность программе Восток-Восток Института открытого общества за обеспечение возможности осуществления целей настоящего семинара как полностью соответствующего задачам мирового и европейского сообщества в развитие процесса РИО+92 для достижения устойчивого развития и обеспечения его универсальным методическим обоснованием в виде двух основных мер "бассейновой" и "биоразнообразия"

Информзедон