Развитие портовой системы Азовского моря. /Российская газета/

По свежим данным Азово-Донского государственного бассейнового управления, грузооборот портов этого региона в январе-сентябре 2009 года вырос незначительно - на 1,6% по сравнению с тем же периодом 2008 года - до 14,9 млн тонн. Причем наибольший прирост грузооборота показали сравнительно небольшие и новые портовые терминалы, что связано с их меньшей перегруженностью, чем, например, портов Таганрог и особенно Ростов-на-Дону.

Для уменьшения транзита грузов через Украину и предотвращения скопления грузов в российских черноморских портах администрацией Краснодарского края и группой компаний на днях принято решение о создании к 2014 году крупного перегрузочного комплекса вблизи Приморско-Ахтарска (азовское побережье Краснодарского края РФ). География расположения этого комплекса такова, что позволит обеспечить более равномерную загрузку практически всех приазовских портов России и, соответственно, примыкающих к ним железных дорог.

Общий объем инвестиций в проект составит 3,6 млрд руб. Новый комплекс, строительство которого начнется в 2010 году, будет состоять из 10 причалов и обрабатывать за год около 5,6 млн тонн грузов разного профиля. Кроме того, в рамках комплекса планируется построить судоверфь для ремонта и строительства рыболовецких и геологоразведочных судов (последнее особенно важно в связи с активным освоением азовских нефтегазоресурсов). С помощью этого комплекса и расширения ряда действующих азовских терминалов РФ к 2015 году суммарный грузооборот азовско-донских портов, по экспертным прогнозам, увеличится более чем вдвое в сравнении с 2008 годом, а российский грузотранзит через Украину сократится самое меньшее на треть.

Осуществляется также развитие азовско-черноморского порта Кавказ. Приоритет здесь имеют терминалы для действующих и новых паромных линий. Ныне работают паромные направления на Украину (Крым), Болгарию (Варна) и Грузию (Поти). В дальнейшем намечено организовать регулярный грузопаромный маршрут к одному из черноморских портов Турции (Самсун или Зонгулдак).

Там осуществляется перевалка минеральных удобрений, концентратов различных руд, зерна, но могут также перегружаться лесные грузы. В ближайшие годы оборот этого порта, по прогнозным оценкам Азовско-Донского бассейнового управления, будет расти за счет экспортируемых из РФ и Казахстана зерновых и лесных грузов, чтобы частично разгрузить черноморские порты РФ.