03.06.11
В пресс-центре агентства "Интерфакс-Юг" 3 июня состоялась он-лайн пресс-конференция заместителя губернатора Ростовской области - министра транспорта Ростовской области Дживана Вартаняна. Вопросы представителей СМИ и посетителей сайта "Интерфакс-Юг" касались стратегии развития транспортного комплекса Ростовской области до 2030 года.
- Какие проекты по развитию терминально-логистической инфраструктуры включены в стратегию? Какова их стоимость?
- Сегодня основная часть терминально-логистических комплексов окружает Ростов. И это понятно - через город проходят крупнейшие транзитные потоки, в границах агломерации будет построен новый аэропорт. Но в наших планах развивать логистику не только вокруг Большого Ростова. Сеть современнейшей терминально-логистической инфраструктуры должна охватить всю область, чтобы сократить транспортные издержки бизнеса, чтобы создать рабочие места в районах. Регион должен зарабатывать на своем выгодном географическом положении, об этом не раз заявлял губернатор.
Прежде всего, мы планируем, и это прописано в стратегии, развивать сеть логистических комплексов международного уровня. Помимо Ростова, площадкой для этого может стать Каменск, где также сконцентрированы крупные грузопотоки.
Комплексы регионального уровня должны появиться в крупных, узловых городах - в Миллерове, Сальске, Волгодонске. Более локальные сети терминалов - в Вешенской, Милютинской, в Усть-Донецке, Зернограде. Это даст новый толчок для развития бизнеса в этих территориях, например, туристического направления.
На развитие терминально-логистической инфраструктуры в стратегии предусмотрено свыше 20 млрд рублей. Но эта цифра отнюдь не окончательна, стратегия - это перспективный план, который может быть скорректирован.
- Как будут развиваться внутренний водный и морской транспорт в рамках стратегии? Какие проекты предусмотрены? Какова их стоимость и кто будет реализовывать? Как реализация этих проектов в итоге скажется на развитии транспортного комплекса?
- Стратегия предусматривает развитие морских и речных портов Ростова, Азова и Таганрога. Разработчики запланировали на эти цели инвестиции в размере 35 млрд рублей. При этом более 20 млрд рублей - это средства инвесторов.
В результате мы рассчитываем на увеличение объемов перевалки грузов, создание рабочих мест. Только строительство "Ростовского универсального порта", одного из важнейших проектов региона, нам даст в перспективе 2 тыс. рабочих мест. Стоимость этого проекта - почти 20 млрд рублей. Основные затраты несут инвесторы. Государство выделяет средства только на проектно-сметную документацию и строительство объектов федеральной собственности.
До 2015 года планируется завершить строительство специализированных портовых терминалов и объектов инфраструктуры Азовского порта.
К этому же времени должна быть завершена реконструкция объектов федеральной собственности Таганрогского морского порта. Объем инвестиций - почти 3 млрд рублей.
- Расскажите, пожалуйста, о планах по реконструкции объектов Азово-Донского бассейна в 2011-м и последующие годы. Принято ли решение о строительстве гидроузла возле Багаевской?
- Азово-Донское государственное управление в этом году направит 120 млн рублей на замену металлоконструкций Веселовского, Пролетарского и Кочетовского гидроузлов.
Возможность строительства Багаевского гидроузла будет всесторонне рассмотрена - и с точки зрения экономической целесообразности, и с точки зрения экологии. Многое зависит от того, дадут ли свое положительное заключение природоохранные организации.
- Как сейчас обстоят дела со строительством МТЛУ "Ростовский универсальный порт"? Какие работы будут выполнены в 2011 году? Сколько средств на это будет направлено? Каков объем финансирования из федерального бюджета на проектирование объектов инженерной и транспортной инфраструктуры федеральной собственности в 2010-2011 годах?
- В этом году продолжается строительство второй очереди угольного терминала, терминала по перевалке минеральных удобрений. Продолжают возводить пять причальных комплексов. Идут работы по проектированию и строительству первой очереди контейнерного терминала. ООО "Ростовский универсальный порт" на эти цели в 2011 году направит 750 млн рублей. Инвестором уже освоено 1,5 млрд рублей.
На федеральные деньги ведется проектирование объектов федеральной собственности МТЛУ "Ростовский универсальный порт". На эти цели освоено более 300 млн рублей.
- Где все-таки будут строить аэропорт - у нас или в Краснодаре?
- Премьер Владимир Путин на межрегиональной конференции "Единой России" в Волгограде заявил, что в Ростове будет построен новый аэропорт. Но это не исключает возможности строительства аэропорта в Краснодаре - может быть, там будет что-то свое.
- Когда начнутся работы по проектированию Южного хаба? Проектная организация уже выбрана? Когда реально может начаться строительство этого международного аэропорта?
- Завершение проектирования намечено на 2014 год. Но, скорее всего, это будет сделано раньше, в 2012-2013 году. Завершить строительство хаба планируем в 2017-м. Ростов претендует на проведение матчей Чемпионата мира по футболу - к этому времени региону необходим современный аэропортовый комплекс.
Проектировщики пока не определены. Это вопрос не только областного уровня. Конкурсы по объектам, которые будут строиться на федеральные деньги, проведет "Росавиация". Это взлетно-посадочная полоса, аэронавигация, рулежки, перрон. Аэровокзальный комплекс - это прерогатива инвестора. За областью - строительство дорог и инженерных коммуникаций.
- Как транспортный комплекс Ростова-на-Дону будут готовить к Чемпионату мира по футболу-2018?
- Вчера губернатор провел совещание, на котором четко определил, какие шаги необходимо предпринимать в подготовке к Чемпионату мира. В том числе и в сфере развития транспортной инфраструктуры.
Прежде всего, это Южный хаб. Чтобы повысить транспортную доступность в городе, в частности, к будущему стадиону, который будет построен на левом берегу Дона, область планирует реконструировать Ворошиловский мост и построить новый рядом.
Еще один проект – строительство десятикилометровой левобережной магистрали, параллельно улицам Левобережной и Луговой. Будет реконструирован южный подъезд к Ростову – это вторая очередь моста в створе улицы Сиверса, построена транспортная развязка на западном обходе Ростова. Все эти проекты планируется завершить в 2016-2017 годах.
- В прошлом году Минэкономразвития вычеркнуло из федерального финансирования на 2011 год работы по усилению ВПП в Ростовском аэропорту в объеме более 700 млн рублей, мотивируя это тем, что в области будет строиться другой. Когда еще другой построят, а самолеты сегодня каждый день приземляются и взлетают. Эта проблема все-таки разрешилась или нет?
- Мы будем добиваться, чтобы ремонт взлетно-посадочной полосы ростовского аэропорта был включен в план 2012 года. Этого не произошло раньше из-за того, что поздно была подготовлена проектно-сметная документация.
Усиление взлетно-посадочной полосы ростовского аэропорта и реконструкция дренажной системы запланированы вне зависимости от строительства хаба. Стоимость работ - 800 млн рублей.
- Началось ли обещанное Левитиным (министр транспорта РФ - ИФ) в администрации области строительство обхода поселка Тарасовский вместо реконструкции очередных километров М4?
- Торги по строительству обхода Тарасовки намечены на третий квартал 2011 года, завершение работ намечено на 2013-ый.
Это будет участок дороги протяженностью 15,5 км и шириной 15 метров с двумя полосами движения. Проект предусматривает строительство моста через реку Россошь и четырех путепроводов. Ориентировочная стоимость работ - 4 млрд рублей.
- Правительство РФ с 1 июня отменило запрет на экспорт зерновых. В каком состоянии (в смысле перевозки зерна) находятся порты Ростовской области? Какое количество тонн зерна имеют возможность вывести до нового урожая?
- С 1 июля все поданные объемы зерна будут отгружены. И мощности портов, и парк перевозчиков в состоянии перевезти все заявленные партии зерна.
- Слова Левитина на встрече в администрации области: федеральных денег на ростовское метро нет, думайте о легком метро или скоростном трамвае. Но не так давно прошла информация, что проект метро в Ростове-на-Дону утвержден где-то в федеральном министерстве. Когда начнем строить - до Олимпиады или после?
- Сегодня нет денег, будут завтра. Проекта метро нет. Есть технико-экономическое обоснование, одобренное в "Главгосэкспертизе". При условии финансирования первая очередь - линия "Левенцовка - Центр" - может быть введена в 2017 году.
- В какой стадии находится строительство северного и южного обходов Ростова?
- Что касается северного обхода, то сегодня продолжается строительство участка автодороги между хутором Щепкин и автодорогой Ростов-на-Дону - Родионово-Несветайская - Новошахтинск. Перенесены инженерные коммуникации, ведутся работы по устройству земляного полотна, строится 2 моста. Работы по этому объекту мы планируем завершить в конце 2012 года.
Кроме того, сейчас ведется проектирование следующего этапа строительства северного обхода, реконструкция автодороги в Аксайском районе - от М-4 до хутора Щепкин.
Южную рокадную дорогу планируем построить к 2016 году. Стоимость этого проекта составляет 10 млрд рублей.
- Похоронен ли проект "Евразии"?
- Мы не гробовщики. Каждая идея имеет право на существование. Сейчас идут дискуссии по этому вопросу. Но не более того.
- В стратегии есть подпрограммы развития автодорог и автомобильного транспорта. Про строительство дорог - понятно. А как развивать автомобильный транспорт? Новые машины что ли покупать? Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этих программах.
- Минтранс области разработал проект долгосрочной программы "Развитие наземного и электрического транспорта Ростовской области на 2012-2016 годы". Обновить подвижной состав, а сегодня нам необходимо заменить 1,5 тыс. автобусов большой и средней вместимости, - такую задачу поставил перед нами губернатор.
Сегодня этот документ проходит согласования в других министерствах и ведомствах администрации области.
- Когда М-4 станет платной?
- Думаю, не раньше 2015 года. Пока не будет решен вопрос об альтернативной дороге.
- В прошлом году много говорилось о новом аэропорте в Таганроге, который начал работу на базе ТАНТК им. Бериева. Сейчас о нем как будто бы забыли. Какие у него перспективы развития? Сможет ли он стать достойной альтернативой ростовскому, хотя бы по внутренним рейсам?
- Он не может быть достойной альтернативой ростовскому. Этот аэропорт подойдет для регионального, местного сообщения. И для грузовых перевозок.