Законодательство - инструмент устойчивого развития


Владимир Лагутов
РЫБНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

         Еще в начале 20 века Россия обладала мощным природным потенциалом естественных воспроизводств  растительных  и биологических ресурсов. Богатство страны  было обусловлено во многом и системой Российского права, которое было одним из наиболее прогрессивных в свое время. Слава и богатство России стояли на двух наиболее рентабельных отраслях хозяйства, это на растениеводстве и рыболовстве, что полностью снимало все продовольственные проблемы и обеспечивало стране постоянное поступление валютных ресурсов за счет разнообразного и устойчивого экспорта продовольствия в Европу.

    За последние полвека на территории России было полностью утрачено естественное воспроизводство рыбных запасов во внутренних водоемах, которое было одними из основ стратегической пищевой независимости страны. Одной из причин такого печального исхода было не только принципиально неверное ведение рыбохозяйственной политики в техническом и административном аспектах, но и несовершенство системы права, экологического вообще и рыбного в частности.

    В период новых реформ государственного переустройства с начала 1990 годов одним из наиболее важных объектов является природно-ресурсный блок, как в силу своей ценности для существования самого государства, так и в силу своей ценности как товара на продажу приватизационными  организациями и группами отдельных граждан.

    В частности, все эти годы Правительству и всем заинтересованным общественным группам не удается разрешить и правовое регулирование проблемы рыболовства как части административного и экологического права в связи с его исключительной важностью для отечественного, так и международного уровня.

      В настоящее время в области отечественного экологического права вообще отсутствуют правовые механизмы регулирования рыбного воспроизводства, в течение всех последних лет эта область права является белым пятном и регулируется действующим законодательством в части общих вопросов в рамках действия законов «Об охране окружающей среды» и «О животном мире» без учета специфики  самого рыбного воспроизводства.

     Все попытки специалистов былого рыбного ведомства, которое было разогнано по факту утраты и разграбления вверенного ему ресурса, провести через Государственную Думу Российской Федерации более полудюжины законопроектов по рыболовству под разными названиями были обоснованно отклонены, так как они исходили не из государственной необходимости и общественной  потребности, а выражали чисто ведомственные интересы.

    Все суть всех вариантов ведомственных законопроектов сводилась к трем основным концептуальным положениям, а именно:
- к созданию специально уполномоченного государственного ведомства с полной монополией на охрану вверенного ему рыбного ресурса во внутренних и внешних водоемах страны, а с расчленением территории России все внутренние моря стали внешними водоемами.
- Второе основное положение заключается в полной монополии этого ведомства на любую информацию о состоянии и численности рыбных ресурсов и условий естественного  и искусственного воспроизводств.
- Последним концептуальным положением всех законопроектов было доминирующее право ведомства как центрального аппарата на определение и дележ квот на вылов этого ценного в валютном отношении ресурса.

     Предметом настоящего исследования является  попытка комплексного анализа состояния проблемы в ее административном, правовом, экологическом, хозяйственном, общественном аспектах.

     Поиск комплексных мероприятий правового характера для разрешения проблемы сохранения естественного воспроизводства рыбных запасов с учетом интересов мирового сообщества на сохранение биологического разнообразия в интересах устойчивого развития является основной целью исследований.
 
   Целью исследования является концептуальное решение сложной задачи по спасению, погубленного существующим нерациональным ведением рыбного хозяйства, ресурса в условиях  разрушенного государственного механизма.

     Новизна данных разработок предопределена  отказом от порочной практики ведомственного миропонимания рыбных специалистов только в аспекте рыболовства как  основного элемента  существования всей рассматриваемой сложной экологической системы.

     Это позволяет вернуться к естественному воспроизводству как основе существования всего рыбного биоразнообразия и рыбным промыслам как одному из основных частей государственного организма.

     Исходя из этого постулата, создана стройная этно-природная концепция устойчивого развития территорий по бассейновому принципу, способная  дать комплексное эколого-социальное решение важной народнохозяйственной и государственной задачи.

     Основными составляющими частями этого решения является введение правовых мер бассейнового характера на международном, федеральном, субъектном и местном уровнях,  чем и достигается поставленная цель сохранения условий естественного воспроизводства рыбных запасов, как основы для устойчивого развития всей территории морского или речного бассейнов.


  РЕЗЮМЕ:

  События последних лет полностью подтвердили правоту наших прогнозов: государство не способно самостоятельно, силами рыбного ведомства, изменить порочную политику уничтожения рыбных ресурсов страны. Их состояние критическое по всем внутренним водоемам и особенно Азова и Каспия. В ближайшие годы  будет утрачен генофонд естественного воспроизводства ценных проходных видов.

    Нет никаких оснований и для пессимизма, во всем мире успешно сохраняют редкие виды, восстанавливают водные экосистемы рек и озер, переходят на реконструкцию ландшафтов. Даже в нашей стране имели передовые технологии реконструкции миграционных путей рыб, которые были запрещены официальными службами в течение четверти века. За это время были уничтожены все стратегические рыбные ресурсы. Были сорваны в течение семи лет все попытки принятия федерального закона о Рыболовстве  откровенно антиэкологического, мракобесного толка.

    Наконец-то, внимание мирового сообщества было обращено на совершаемое экологическое преступление против человечества по фактам уничтожения осетровых как вида в результате монопольной политики на искусственное воспроизводство в ущерб естественному, и им в лице СИТЕС был объявлен мораторий на лов и продажу осетровых  Каспия.

     Впервые появилось возможность в рамках подготовки к саммиту РИО+10 создать правовые предпосылки на международном и национальном уровнях стран в  бассейне Каспия  создания эффективных правовых механизмов рационального хозяйствования и спасения биологических видов от уничтожения. И эта возможность реализуется в созданной бассейновой концепции устойчивого развития.


P.S. Прошло еще десять лет, все вышесказанное подтвердилось и ситуация еще больше деградировала вместе с рыбой. Все стратегические рыбные ресурсы были уничтожены.  Пресловутый  ФЗ "О рыболовстве" был принят, вернее куплен рыбным лобби сразу в трех чтениях. Так же втихаря протолкнули и закон об осетровых... Ну, и помогло оно? Идея то одного закона состояла в том, что весь ресурс отдавался на кормление рыбному ведомству, а второго в представлении тому ведомству одного метра границы для вывоза икры дял повышения удойности-эффективности.
    Может рыба появилась? Да нет, осетровые вообще исчезли и моря мертвы - Азовское, Аральское, Каспийское да Цимлянское. Осетры еще чудом сохранились на Урале, но власти не до рыбы.
    Никаких кадровых или административных, правовых или финансовых решений направленных на спасение рыб нет. Зато сохранена система запретов на новую технику спасения рыбы. Да и вся академическая бражка от рыбы кормящаяся там же. Хотя будь даже идиоты во власти, они непременно бы привели рыбные науку и ведомства в соответствие с вверенным им рыбным ресурсом страны. Т.е. тотально разогнали. Но похоже, что там даже не идиоты.


© Copyright: Владимир Лагутов, 2010
Свидетельство о публикации №21004260082