Уклад жизни как основа Устойчивого Развития

Владимир Лагутов
  

 Последняя империя в истории развития  цивилизации - Российская, оставила  в наследство новому политическому режиму помимо вороха социальных проблем и ряд безусловных достижений, до сих пор никем не превзойденных. В частности, никаких проблем не было в деле охраны природы, да и таких проблем просто не возникало у общества с традиционным укладом жизни. Теперь в науке, традиционному российскому укладу жизни, как теперь говорят - рациональному природопользованию, даже присвоили специальный термин "устойчивое развитие".

  Особенно это относится к образу жизни коренного народонаселения малочисленных аборигенных племен и казачеству,  где культ родной земли и реки был исконно религиозным, имеющим свои истоки в язычестве. Теперь никто не может оспорить, что казаки и рыба были понятия если не идентичные, то совместимые.

    Недаром родовые казачьи земли  располагались по  поймам всех великих рек Евразии от Дуная, Днестра, Днепра, Дона, Кубани, Волги, Терека и Урала на западе до Амура и Уссури на востоке, а если учесть Аляску и западное, Калифорнийское, побережье Америки, то практически всего северного полушария земли.

     Уникальное историческое явление казачества основанием имело не только высоко качественное по рациональности природопользование, но и эффективнейший экономический механизм, позволивший ему в короткий исторический срок надежно освоить все северное полушарие до Центральной Америки. В основе этого традиционного, щадящего природу, уклада жизни лежало казачье самоуправление, основанное на владении станичным сообществом всей вверенной ей территорией, населением, всеми природными ресурсами и финансами.  Помимо службы кровью по защите государственных интересов казаки платили налог только в свою войсковую казну,  а также особо ценными осетровыми видами рыб натурой, с чего и начинался зимний лов осетровых в установленное для всей казачьей общины время. Только после улова для послания к царскому столу, казачья община собирала осетровых в свой улов. Эта практика имела место на Урале и других реках с небольшими изменениями.

   Рыба была вторым хлебом для казаков. Например, на Дону было изобилие  проходной рыбы из Азовского моря, идущей ежегодно на  нерестилища и остающейся в низинах и гирлах Дона. Рыба испокон века была стратегическим продуктом. Известен факт Азовского осадного сидения в 1637-1641 годах и никакого недостатка в довольствии казаки не испытывали до того времени, пока турки не перегородили устье Дона сетями и не прекратили подход рыбы. Это резкое ухудшение рыбной ловли было зафиксировано в летописи как "случилась хлебная скудность, так как не было рыбы на обмен у купцов на хлеб. Этот исторический факт можно назвать моделированием ситуации прошедшего века с гидростроительством, когда рыба подходила к гидроузлам первые три-четыре года в гигантских количествах.

    Есть историческое подтверждение в журнале путешествий Петра 1 из Москвы до Азова в 1699 году: "...его величество изволил подарить  вице-адмиралу Крюйсу полбелуги: рыба так называемая, которую 488 человек три дня ели и такого хорошего вкуса, как свежая телятина."

   Для собственного потребления казаки ловили рыбу в одиночку с каюков различными  приспособлениями.  Каюки были самодельные из ствола дерева и им управляли стоя на одном колене одним веслом, сети забрасывали с кормы а рыбу складывали на носу.  Для управления таким суденышком нужна была большая сноровка, оттого и поговорка появилась "и пришел ему каюк". Зимой часто глушили рыбу, просто ударяя обухом топора по льду и рыба всплывала брюхом кверху. Орудия лова были нескольких типов: удильные, накидные, заставные и волоковые. Порядки на реке досматривались не только самими станичными самоуправлениями, но и специальными  войсковыми смотрителями рыбных ловель. Все высокопродуктивные  охотничьи,  рыбные и иные угодья находились в государственной войсковой собственности, но порядок пользования ими был демократичный с обычным годовым переделом пользователя по жребию . Порядок природопользования был выверен веками и составлял основу уклада жизни.

   Проблемы браконьерства не было в связи с тем, что лов рыбы совершался только в установленные сроки и рыбные запасы были собственностью коренного казачьего народа. Станичник не мог самовольно по своему желанию ловить рыбу в тайне от односумов, это сразу и эффективно каралось. На Дону обычно практиковался приговор станичного суда: " в куль, да в воду"; отчего в истории обычно трудно найти статистику из-за редкости нарушений общих правил. Появление иногороднего населения стало разрушать многовековые традиционные правила устойчивого природопользования, что в итоге привело к разрушению рыбных промыслов и социальной напряженности между  казачеством и  маргинальным населением. Увеличение населения Дона вызвало при том добычливом укладе жизни зверя и рыбы оскудение дикого зверья и рыбных ловель, одновременно Москва ограничила вольности казаков ходить за ясырем в Турцию, поэтому  с Петра 1, с 1700 года идет повеление казакам заниматься хлебопашеством, занятие до того казаками презираемое из-за несовместимости с постоянной готовностью отражать вражеские набеги.

    О высоком качестве охраны природы в Области Войска Донского свидетельствуют и архивные данные по нарушениям охраны природы в столице Войска городе Новочеркасске. Так за период в 15 лет в середине 19 века в городском музейном архиве удалось найти только два случая из нарушений правил охраны природы. Два обывателя,  сахарозаводчик Васильев и аптекарь Феллер, поломали своими бричками два дерева. Один из них - аптекарь, сразу же откупился, передав в казну весьма значительную сумму денег на компенсацию и штраф. Другой, сахарозаводчик, в силу своей жадности, денег пожалел и был вынужден согласился с решением суда отсидеть четыре месяца в тюрьме в качестве наказания. В назначенное время на отсидку в тюремный замок он самостоятельно не явился, Атаман, по докладу надзирателей, вызвал казачий караул, который тут же в вечернее время взял теплого нарушителя прямо из постели и препроводил в холодную полицейского управления.  Утром при всем стечении народа в базарный день через весь город сахарозаводчик Васильев под шашками пешком был этапирован в тюремный замок, где и отсидел до звонка весь положенный срок. Это было всего два случая экологических нарушений за пятнадцать лет в столице Донского казачества в городе Новочеркасске.

     В отношении сохранения рыбных запасов правила были вообще очень строги и за их исполнением следили смотрители рыбных ловель из числа уважаемых людей. Общеизвестны факты порки церковников за трезвон колоколов во время нереста рыбы, что категорически запрещалось. Природа платила казакам  за это изобилием рыбы, которая на базарах продавалась возами и корзинами, а не поштучно.  Все это благо процветание  могло иметь место только при порядке в отношении с природой, который впитывался казаком с молоком матери по всему казачьему поясу Российской империи.
   
    Уникальность казачьего образа жизни была особенно ярка на Дону и Кубани. Донцы и Черноморцы ловили рыбу красную и белую в огромных количествах по всему Азовскому бассейну: в море, в ериках, озерах, степных реках. Осетровыми балыками торговали с Турцией и Россией по 5 рублей за пуд. Икру продавали по 4,5 рублей за пуд. Тысяча тарани стоила 1,5 рубля. Пуд белуги стоил 20 копеек, а пуд севрюги 23 копейки, пуд осетра - 35 копеек, т.е. около  копейки за килограмм. Рыба составляла главный пищевой продукт населения и возможность денежного дохода казака. Казаки были рыболовами спокон века и еще до постоянного заселения побережий Азовского моря уже устраивали рыбные промыслы на берегу не считаясь с опасностями нападений туземного населения. Уровень рыбной промышленности и организации рыболовства был высоко развит многие века с широко развитыми арендными отношениями на ловли и производство рыбной продукции. Известны исторические факты 1795 года по размерам платежей войску есаула Гусельщикова за пуд красной рыбы 80 копеек, за тысячу судака 9 вершков длиною - 20 рублей, за пуд сома - 40 копеек. В том же году на Тамани с одной сетной лодки за ловные места брали 60 рублей. Рыбные промыслы кормили все население и войско, продукция рыбных заводов сбывалась далеко за пределы Черноморья и поставлялись ко двору царя. В 1799 году Кубанское войсковое Правительство снарядило есаула Перекрестова с сопровождением на доставку в Санкт-Петербург 84 пуда балыка и 140 пудов икры за свой счет. Рыба была главной, наряду с солью, статьей дохода Кубанского войска. Ее во время разливов приходило столько на нерест в низовые места, что конные казаки били ее пиками вдоволь и черпали корзинами.

      На Яике, впоследствии переименованным в Урал, процесс зимнего рыболовства вообще был чисто ритуальным для коренного населения по всем двум десяткам станиц вдоль нижнего течение реки от устья до города Уральска.

Да что и гутарить, казаки были и рыба была... Поломать уклад жизни народа просто - для чего казаков и уничтожили. А вот спасти рыбу и реки в наши Смутные времена, это задача и решать ее без заинтересованности коренного населения некому.


© Copyright: Владимир Лагутов, 2010
Свидетельство о публикации №21004240470