12 июля в Ялте, в рамках заседания украинско-российской межгосударственной комиссии, состоится встреча президентов двух государств - Владимира Путина и Виктора Януковича, которые, как ожидается, наконец-то поставят точку в 16-летнем пограничном споре. Украина и Россия поделят Керченский пролив, причем, по предварительным данным, официально и окончательно контроль над его судоходной частью, из-за которой стороны до сих пор не могли найти общий язык, получит украинская сторона.
Ранее украинская сторона твердо придерживалась убеждения, что пролив должен быть разграничен по административной границе, разделявшей УССР и РСФСР. При этом в Киеве постоянно ссылались на пример делимитации границы России с Эстонией по Чудскому озеру, Нарвскому и Финскому заливам. Но в Москве с этим соглашаться не желали, настаивая на том, что в данном случае ни о каких параллелях с озерами и внутренними водоемами не может быть и речи. "Ссылки на Чудское озеро, Аральское море - это ссылки на проведение границы по суше. Азовское море и Керченский пролив внесены в справочники как часть Мирового океана. Это воды двух государств", - заявляли в Москве.
Чтобы найти выход из тупика, Украина предложила изменить статус Азовского моря - с внутренних на международные воды, но Россия и этот вариант не одобрила.
Затянувшийся спор за пролив обострился в 2003 году, когда российские строители, по решению администрации Краснодарского края, начали возводить в направлении расположенного в проливе острова Коса Тузла дамбу. Объяснилось это тем, что размыв части острова якобы угрожал целостности береговой линии Таманского полуострова. Тузла, согласно картам советского времени принадлежавшая Украине, выходит на Керчь-Еникальский канал, по которому проходит керченский фарватер. Следовательно, обосновавшись на острове, россияне получили бы законное право на его использование. Однако украинцы, почуяв неладное, оперативно разместили на Тузле пограничный пост, и в результате строительство дамбы остановили, когда между украинскими пограничниками и российскими строителями оставалось около 100 метров. В Киеве действия россиян расценили как посягательство на суверенитет страны.
И вот, по информации издания "Коммерсантъ-Украина", переговоры о разграничении акватории в проливе и Азовском море, которые с переменным успехом шли аж с 1996 года, наконец завершены - под соответствующим соглашением осталось только поставить подписи. Как только это произойдет, остров Коса Тузла, де-факто и так являющийся частью Украины, перейдет к ней официально, как и Керчь-Еникальский канал. По нему могут проходить суда длиной до 215 метров и с осадкой до 8 метров.
В распоряжении России таким образом останется только так называемый фарватер 50,52, но он предназначен лишь для судов с осадкой до 3,6 метра. А этого недостаточно даже для большинства судов типа "река-море", которые в основном и идут из Таганрога или Ростова-на-Дону в Турцию и далее в Средиземное море. При этом в российские порты Азовского моря в немалом количестве проходят и суда гораздо большей осадки. И за них приходится платить. Не говоря уже о том, что, оформив юридически контроль над проливом, Украина в случае необходимости вообще сможет его закрыть.
Тмутараканский фарватер
Источник:
lenta.ru