Решения ГосСоветов РФ по рыбному вопросу

В.В. Лагутов
МНП ДонЭКО

      Еще  в  начале  20  века  Россия обладала мощным природным потенциалом естественных  воспроизводств  растительных  и  биологических ресурсов. Богатство  страны  было  обусловлено  во многом и системой Российского права,  которое  было  одним  из  наиболее прогрессивных в свое время. Слава и богатство России стояли на двух наиболее рентабельных отраслях хозяйства, это на растениеводстве и рыболовстве, что полностью снимало все   продовольственные  проблемы  и  обеспечивало  стране  постоянное поступление  валютных  ресурсов  за  счет разнообразного и устойчивого экспорта продовольствия в Европу.

      За  последние  полвека  на  территории  России было полностью утрачено естественное  воспроизводство  рыбных  запасов во внутренних водоемах, которое  было  одними  из  основ  стратегической пищевой независимости страны.  Одной  из  причин  такого  печального  исхода  было не только принципиально    неверное   ведение   рыбохозяйственной   политики   в техническом  и  административном аспектах, но и несовершенство системы права, экологического вообще и отсутствие рыбного, в частности.
      В  частности,  все  эти  годы  Правительству  и  всем заинтересованным общественным  группам  не  удается  разрешить и правовое регулирование проблемы  рыболовства  как  части  административного  и экологического права в связи с его исключительной важностью для отечественного, так и международного уровня.

     В настоящее время в области отечественного экологического права вообще отсутствуют  правовые механизмы регулирования рыбного воспроизводства, в течение всех последних лет эта область права является белым пятном и регулируется  действующим  законодательством  в части общих вопросов в рамках  действия  законов  "Об  охране окружающей среды" и "О животном мире" без учета специфики самого рыбного воспроизводства. Имеющийся  ФЗ "О  рыболовстве",  совершенно  не отражает существа проблемы, еще более усугубил  саму проблему, так как является своего рода приватизационным для кормления ведомства.
     Все  попытки  специалистов  былого  рыбного  ведомства,  которое  было разогнано по факту утраты и разграбления вверенного ему ресурса в 1996 году,  провести  через Государственную Думу Российской Федерации более полудюжины  законопроектов  по рыболовству под разными названиями  были обоснованно  отклонены,  так  как  они  исходили не из государственной необходимости   и   общественной   потребности,   а   выражали   чисто ведомственные интересы.

     Вся суть всех вариантов ведомственных законопроектов сводилась к трем основным  концептуальным  положениям,  а  именно к созданию специально уполномоченного  государственного  ведомства  с  полной  монополией на охрану вверенного ему рыбного ресурса во внутренних и внешних водоемах страны,  а  с расчленением территории России все внутренние моря стали внешними  водоемами.  Второе  основное  положение заключается в полной монополии   этого   ведомства   на  любую  информацию  о  состоянии  и численности  рыбных  ресурсов и условий естественного и искусственного воспроизводств.     Последним     концептуальным    положением    всех законопроектов  было  доминирующее  право  ведомства  как центрального аппарата на определение и дележ квот на вылов этого ценного в валютном отношении ресурса.

     Целью  настоящего исследования  является концептуальное решение сложной задачи по спасению,  погубленного  существующим  нерациональным ведением  рыбного хозяйства, ресурса в условиях разрушенного государственного механизма.

     Новизна  данных разработок предопределена отказом от порочной практики ведомственного  миропонимания  рыбных  специалистов  только  в аспекте рыболовства,  как основного элемента существования всей рассматриваемой сложной экологической системы.
Этот подход  позволяет  вернуться  к  естественному воспроизводству как основе существования  всего  рыбного  биоразнообразия  и рыбным промыслам как одному из основных частей государственного организма.

     Исходя  из  этого постулата, создана стройная этно-природная концепция устойчивого  развития  территорий  по бассейновому принципу, способная дать      комплексное      эколого-социальное      решение      важной народнохозяйственной и государственной задачи. Основными  составляющими частями  этого  решения  является  введение  правовых мер бассейнового характера на международном, федеральном, субъектном и местном уровнях, чем  и  достигается поставленная цель сохранения условий естественного воспроизводства  рыбных  запасов,  как основы для устойчивого развития всей территории морского или речного бассейнов.


Резюме.

     События  последних  лет  полностью  подтвердили правоту наших прогнозов:  государство  не  способно  самостоятельно,  силами рыбного ведомства,  изменить  порочную  политику  уничтожения  рыбных ресурсов страны.  Их  состояние  критическое  по  всем  внутренним  водоемам  и особенно  Азова  и  Каспия.  В  ближайшие  годы будет утрачен даже генофонд естественного воспроизводства ценных проходных видов.

     Нет никаких оснований и для пессимизма, во всем мире успешно сохраняют редкие  виды,  восстанавливают водные экосистемы рек и озер, переходят на  реконструкцию  ландшафтов.  Даже  в  нашей  стране имели передовые технологии   реконструкции   миграционных   путей  рыб,  которые  были запрещены  официальными службами в течение четверти века. За это время были  уничтожены  все  стратегические  рыбные  ресурсы на Азове и Каспии. Независимыми экспертами были сорваны в течение   семи   лет   все  попытки  принятия  федерального  закона  о Рыболовстве откровенно антиэкологического, мракобесного толка.
В последние годы, наконец-то,  внимание мирового сообщества было обращено на совершаемое экологическое  преступление  против человечества по фактам уничтожения осетровых, как вида, в результате монопольной политики на искусственное воспроизводство  в ущерб естественному, и им, в лице СИТЕС, был объявлен мораторий на лов и продажу осетровых Каспия.

     Впервые  появилось  возможность  в  рамках подготовки к саммиту РИО+10 создать  правовые  предпосылки на международном и национальном уровнях стран  в  бассейне  Каспия  создания  эффективных  правовых механизмов рационального   хозяйствования   и  спасения  биологических  видов  от уничтожения.  И  эта  возможность  реализуется в созданной бассейновой концепции устойчивого развития.

     К  сожалению,  специально  проведенные Государственные Советы РФ про безопасности в Ростове и по рыбе в Астрахани в 2007 годах, а также Совет Безопасности по  экологии  РФ  в  январе  2008, ни словом не обмолвились о существе проблемы восстановления естественного воспроизводства рыбных ресурсов.  Все предложения независимых специалистов и экспертов в части спасения рыбных ресурсов и правового урегулирования остались без ответа.

     А все реформации в рыбной отрасли свелись к воссозданию нового рыбного ведомства  при старых целях, задачах и тех же кадрах. Недееспособность Правительства  РФ в рыбном вопросе обернулись поручением Президента РФ разработать    новую   программу   действий   в   этой   области,   но предоставленный  полугодовой  срок окончился, а воз рыбных проблем все там же.

     Это особенно показательно по Ростовской области, в отчетных документах госстатистики  которой, например за 2006 год, о рыбе нет уже ни слова. Т.е.  на  глазах  одного  поколения было уничтожено самое продуктивное море в мире - Азовское.  Хотя необходимо отметить, что в 1995 году были проведены специальные слушания в комитете по экологии Государственной Думы РФ по теме «Экологизация рыбохозяйственной политики на примере Азовского бассейна»,  но разработанные предложения ведущими специалистами страны так и остались невостребованными по сей день ни Правительством РФ, ни Администрацией Ростовской области, так же как и средства Мирового сообщества, выделенные в свое время для решения проблемы сохранения осетровых Азовского моря путем обеспечения возможности их миграционного хода в нерестовый период через каскад низконапорных Нижне-Донских гидросооружений на реке Дон.

     Таким образом, все достижения местной Ростовской администрации в данном вопросе заключаются в эффективном уничтожении стратегических рыбных запасов промысловых видов рыб Азовского моря за период одного поколения. Из более сорока промысловых видов осталось два-три, от некогда ежегодных уловов 300 тысяч тонн ценных рыб ныне добывается несколько тысяч тонн в лучшем случае малоценной рыбы (тюлька и хамса).  При наличии технических, финансовых и правовых возможностей решения проблемы такое поведение ответственных лиц квалифицируется как экоцид по УК РФ.


© Copyright: Владимир Лагутов, 2010
Свидетельство о публикации №21005021151