«Евразия» - проблемы и перспективы строительства судоходного канала в Дагестане

«Евразия» - проблемы и перспективы строительства судоходного канала в Дагестане

«Дагестанская правда» уже обращалась в одной из публикаций к теме масштабного проекта «Евразия», реализация которого затрагивает интересы Дагестана. В случае воплощения международного проекта в жизнь, по территории республики пройдет судоходный канал протяженностью 800 км, что, несомненно, изменит геополитическое значение нашей республики. Немного о предыстории проекта. Впервые информация о международном проекте «Евразия» прозвучала в специальном научном издании РАН «Аридные экосистемы», в тематику которых входит освещение фундаментальных исследований и результатов прикладных работ по проблемам аридных экосистем в борьбе с антропогенами-опустыниванием на региональном и мировом уровне.

Главный редактор журнала, профессор, доктор биологических наук, зав.отделением почвенных и растительных ресурсов Прикаспийского института биологических ресурсов ДНЦ З.Залибеков, вплотную ознакомившись с материалами проекта, обнаружил, что его реализация коренным образом затрагивает интересы Дагестана. Это и послужило поводом для публикаций, а в дальнейшем к организации круглого стола, где состоялся обмен мнениями ученых-специалистов по очень важному для нашей республики вопросу.
В работе круглого стола приняли участие доктор экономических наук, профессор, зав.кафедрой региональной экономики и оценки собственности экономического факультета ДГУ Р.Кадиев, зам.директора ПИБРА ДНЦ РАН, кандидат биологических наук К.Омаров, декан биологического факультета, доктор биологических наук, профессор А.Исуев, профессор, доктор экономических наук, член Экономического совета при Президенте РД А.Алклычев, куратор проекта по Дагестану З.Залибеков.

З.Залибеков: - В 2007 г. на встрече с главами Содружества независимых государств Президент Казахстана Н.Назарбаев впервые поднял вопрос о строительстве судоходного канала, связывающего Каспий с Мировым океаном через Азовское и Черное моря. Тогда позицию Казахстана и присоединившегося к нему Туркменистана поддержал Президент РФ В.Путин, подчеркнув целесообразность строительства канала в плане интеграции стран Центрально-Азиатского бассейна со странами Западной Европы и создания менее затратного водного пути по транспортировке энергоносителей с соблюдением российских интересов. Постепенно этот проект стал лоббироваться на самом высоком уровне, встал вопрос о создании консорциума. А уже в этом году во время визита нового Президента РФ Д.Медведева с кратковременным визитом в Казахстан по пути в Китай Н.Назарбаев вновь поднял этот вопрос, подтвердив серьезность намерений в отношении проекта «Евразия». Были обсуждены сроки строительства и оценка проекта, стоимость которого исчисляется в 50 млрд. евро. Очевидно, проект сулит огромную выгоду российской стороне, но еще больше – Казахстану. Потому Н.Назарбаев предупредил Д.Медведева, что в случае отказа российской стороны, энергоносители из Казахстана пойдут в Западную Европу, минуя Россию, по территории Ирана и Азербайджана. Так что это политический вопрос и в случае российского расклада важное значение приобретают интересы регионов, через которые будет проходить «Евразия». С точки зрения дагестанских ученых, разработчиками не учтены многие его положения, что может обернуться для регионов не только экологическими проблемами, но и политическими несостыковками со странами, финансирующими проект, - ЮНЕСКО, ООН, Международным фондом по охране окружающей среды, за которыми совершенно четко прослеживается след США.

Р.Кадиев: - Поскольку Волго-Донской канал функционирует уже более 50 лет, и сроки его эксплуатации подходят к концу, то, естественно, возникает необходимость создания новой судоходной ветки по транспортировке энергоносителей. Но хочу напомнить, что острой необходимости в строительстве нового - пока нет. Если же говорить о возможном строительстве, то его начало, как известно, предполагается от уреза Кизлярского залива (Тарумовский район) в сторону Куми, восточного Сухокумска, через реку Маныч, Темрюк и с Таманского полуострова с выходом в Ростовский порт. Начну с того, что на сегодняшний день нет портов, готовых принимать нефтяные танкеры. И места для стоянки нет. Кроме того, Каспийское море расположено на 26 метров ниже уровня Черного моря. А это значит, что необходимо возведение системы шлюзов - дорогостоящих и сложных гидротехнических сооружений. Требуется и вода для канала. Казахские ученые предлагают взять ее из Терека и Кубани. Но вода Терека, как известно, используется на народнохозяйственные нужды прилегающих территорий. И воды в Тереке и без того не хватает. Такая же ситуация и с Кубанью. Считаю несерьезной позицию об использовании паводковых вод в Тереке и Кубани. Они случаются примерно раз в четыре года с прибавкой воды до 30% к общему объему стока. Но этот сток необходимо еще собрать и сделать водоемы для сохранения и использования для канала. А это не только дорогостоящая, трудоемкая работа, но и отнимающая огромные площади для их строительства. И чтобы подвести воду Терека до уреза Кизлярского залива, иметь связь с каналом до Кубани, необходимо построить также сопутствующие каналы-отводы для теречной воды. Сюда же прибавьте расходы на сооружение дополнительных шлюзов, регулирующих паводковый сток Терека и Кубани. Вырисовывается картина, которая обещает нам массу проблем и непредвиденные последствия.

А.Алклычев: - Если посмотреть на карту, то где-то более одной трети нашей границы приходится на побережье Каспийского моря – озера. Имея такое огромное судоходное, рыбопромысловое, богатое углеводородным сырьем водное пространство, мы фактически вообще не используем на региональном уровне ни одно из перечисленных направлений деятельности. По-моему, даже озеро Севан используется более эффективно, чем используются потенциальные возможности Каспия. Теперь представьте, возможно ли такое в любой другой точке мира при возможностях, аналогичных нашим. В этой связи, рассматривая проект «Евразия» с точки зрения его преимуществ, должен подчеркнуть, что он прежде всего обеспечивает рабочими местами местное население. По этому каналу можно будет доставлять и другие грузы и таким образом расширить возможности нашего порта, который сегодня загружен процентов на сорок. Обводняется и часть северных территорий дагестанских земель. Это и солидные налоговые поступления в республиканский бюджет. При всех обстоятельствах, в случае принятия положительного решения, нам потребуется соответствующая подготовка документации, экспертиза биологов, экологов для соблюдения интересов республики, местного населения.

Что касается негативных моментов. Во-первых, мы находимся у уреза воды в Кизлярском заливе. И подъем воды хотя бы на полметра может затопить прилегающие территории с приближением к морю грунтовых вод, увеличивается и дебет поверхности вод. Те же проблемы могут возникнуть в Астраханской области и Калмыкии. С моей точки зрения, целесообразно было бы протянуть водную артерию канала от Тарумовского района в сторону Кумы, т.е. фактически по границе РД и Калмыкии. При этом мы можем решить проблему орошения наших «черных земель» от Кочубея до границы с Калмыкией. Надо учитывать, что в перспективе это сулит выгоду и нефтегазовым монополиям РФ, которые собираются активно добывать углеводороды в Северной и Центральной частях Каспийской акватории. В частности, речь идет о «Лукойле», который планирует активную добычу газоконденсатного месторождения «Центральное» в 140 км от Махачкалы.

З.Залибеков: - В целом это картину не меняет. Судите сами. Происходит отчуждение земель. А это 5-6 тыс.га рисовых полей, пастбищных сенокосов и угодий в Кизлярском, Тарумовском и частично в Ногайском районах. А для того чтобы регулировать уровень воды в зоне Кизлярского залива, требуется строительство нескольких крупных водохранилищ. Но нельзя забывать, что Кизляр - житница нашей республики. Здесь выращивают не только рис, но и пшеницу, озимые, виноград, зерновые культуры. И непонятно, что делать в этом случае с существующей здесь инфраструктурой – населенными пунктами, дорогами, предприятиями, расположенными на этих землях. Не берется в учет и другой, не менее важный сектор – экологический.

К.Омаров: - Действительно, в последние годы мы стали очевидцами очередного всплеска различного рода проектов, связанных с преобразованием природной среды в целях получения сверхприбыли. С моей точки зрения, примером этого является и бурно обсуждаемый проект по сооружению судоходного канала «Евразия». Канал предполагается прорыть протяженностью 800 км, шириной – 70-80 метров, глубиной – 5 метров. И совершенно очевидно, что технические стороны проекта недостаточно проработаны инициируемой стороной. Теперь об экологической составляющей. Отправная точка проекта – Кизлярский залив, территория которого почти полностью входит в состав заповедника «Дагестанский». И совершенно очевидны негативные экологические последствия реализации этого проекта. Их не компенсировать никакими предупредительными мерами. Прежде всего будут уничтожены уникальные нерестилища ценных пород рыб, в частности, осетровых. Произойдут необратимые изменения в мелководных прибрежных экосистемах, выпадение того или иного вида животных представляет собой не только потерю их биоразнообразия и устойчивости, но и более глубокую деградацию, связанную с утратой естественной эволюционной перспективы. Это приведет и к нарушению сложившихся в процессе эволюции механизмов функционирования и устойчивости биологических систем, равновесия почвенного, растительного мира. Уникальность нашей республики заключается в том, что здесь представлены все географические пояса. А в результате всех необратимых последствий произойдет изменение популяций, генетического фона млекопитающего мира, нарушение экологического равновесия Каспия, его биологическое загрязнение. В Азовском море и в Каспии уже обнаружена разновидность моллюсков и других микроорганизмов, серьезно нарушающих ихтиофауну. Возможно проникновение сюда и других, опасных для акватории Каспийского моря видов. Произойдет засоление Терека, что просто недопустимо.

А.Исуев: - Значительные изменения произойдут и в гидрогеологических, гидротермических условиях. Пострадает и социальная сфера, местное население, проживающее в Кизлярском, Тарумовском и Ногайском районах. И здесь даже незначительные недоработки и ошибки могут привести к необратимым последствиям. Считаю, что изучению вопроса эффективности строительства канала «Евразия» должно быть уделено особое внимание с учетом разрабатываемого в республике проекта Стратегии, где этот пункт просто отсутствует. Вопрос «Евразии» в республике обсуждается пока лишь инициативной группой ученых биологического факультета и Прикаспийским институтом биоресурсов ДНЦ РАН. Но эта очень сложная проблема должна обсуждаться на самом высоком уровне с учетом мнения ученых-ихтиологов, почвоведов, ботаников, зоологов. Требуется определить рабочие схемы канала с составлением альтернативного варианта размещения объектов – водохранилищ, шлюзов, подземных каналов на территории Дагестана. Строительство такого крупного канала с искусственным подъемом воды – весьма сложное и трудоемкое дело. Подобных сооружений в мире не существует. И, по сути, мы являемся экспериментальной площадкой. И поэтому для отстаивания собственных интересов необходимо создание Правительственной комиссии для подготовки обоснованных документов.

З.Залибеков: - Это тем более необходимо, что в республике ни разу не обсуждались вопросы, связанные с каналом, с отводами земель для строительства водоемов, шлюзовых станций, подводящих каналов и других вспомогательных объектов. А ведь все эти объекты, включая и часть раздела канала, сосредоточены на территории нашей республики. И непосредственно связаны с отбором воды реки Терек в Кизлярском районе и реки Кубань в Темрюке Краснодарского края. Важно не упустить время. Ведь другие регионы, где не задета сфера их интересов, уже ведут подготовительную работу, способствующую осуществлению проекта. Это касается Калмыкии, Ставропольского края, Ростовской области. В этой связи назревает острая дискуссия, т.н. «канальная война» между сторонниками и противниками канала. И считаю неправомерным обсуждение вопросов транспортировки нефти без участия представителей регионов. Здесь республика должна проявить свою принципиальную позицию и представить свои аргументы, которые должны быть учтены при строительстве канала. Еще один серьезный аргумент. Терско-кизлярская низменность на территории Дагестана подвержена процессу засоления и ветровой эрозии почв, опустыниванию. Это мировая тенденция, с которой сталкиваются ученые, и процесс этот усугублять нельзя. Должен напомнить и том, что республика находится в сейсмически неустойчивом районе. Представьте, если возникнут подземные толчки. Кроме того, наш регион и без того загрязнен. Экологический фон - свидетельство тому. Увеличивается и количество онкологических заболеваний. Скопления дорожной техники и радионуклеидов будет еще сильнее загрязнять атмосферу тяжелыми металлами, что серьезно повлияет на общую картину биосферы и почвенного покрова.

Р.Кадиев: - Отвод русла реки Терек и сооружение водно-транспортной артерии по территории нашей республики – проблема глобального характера. И эти вопросы непосредственно соприкасаются с интересами местного населения и могут вызвать недовольство многих муниципальных образований. В этой связи ученые должны сделать серьезные экономические расчеты, ибо в противном случае это отрицательно скажется на состоянии сельского хозяйства, среде обитания наземного и морского животного мира и утере уникальных рыбных богатств Каспия. Вспомните, во что вылилась авантюра с перемычкой Аграханского залива. Полностью изменилась картина состояния ихтиофауны, исчезли нерестилища ценных рыб, понесло значительные потери сельское хозяйство.

З.Залибеков: - Должен отметить и такой серьезный контраргумент, как неготовность калмыкского порта Лагань для базирования больших судов и соответственно, отсутствие на Каспии оборудованных портов. И это то, что мешает реализации проекта в самое ближайшее время. За проект же в основном ратует Ростовская область. Ее водные ресурсы не затрагиваются, а ростовский порт приобретает статус международного. Да и Калмыкия, Ставрополье обводняют за счет канала свои пустынные земли. И лишь очень незначительную подпитку получают экосистемы северных ногайских степей. Так что судите сами. И поэтому Дагестану необходимо с участием Правительства РД, министерств и ведомств создать экспертную комиссию Правительства республики с привлечением независимых экспертов для решения этого вопроса, чтобы принять аргументированное решение и отстаивать интересы нашей республики. Со своей стороны ученые Дагестана готовы принять участие в обсуждении и разработке проекта «Евразия», провести оценку и составить экспертный проект, а также изложить альтернативные варианты части проекта, касающейся Дагестана, чтобы предупредить возможные последствия и сохранить уникальность нашего горного края.